эмоциональный фон постоянно колеблется от положительного через нейтральный к отрицательному, чтобы затем вновь начать подъемЗначительная часть жизни проходит с нейтральными ощущениями. Однако эмоциональный фон постоянно колеблется от положительного через нейтральный к отрицательному, чтобы затем вновь начать подъем. Это знает по себе каждый.

У ребенка положительных ощущений несравненно больше, чем отрицательных, у молодого человека тоже больше, но уже не в такой степени. С возрастом соотношение положительных и отрицательных эмоций уравновешивается, а в старости возникает значительный крен в сторону отрицательных. Поистине, старость — несправедливое время человеческой жизни. Главный вывод, который делает Циолковский: интеграл эмоций всякой жизни, какой бы сложной она ни была, всегда равен нулю. То есть за каждым эмоциональным подъемом будет спад, за вознаграждением, вероятно, последуют потери.
У каждого из нас бывают времена, когда жизнь кажется невыносимой, и не столь важно, по каким причинам. Вовсе не нужны катастрофы вселенского масштаба, чтобы нестерпимо захотелось, подобно черепахе, спрятаться в панцирь, уйти, не видеть, не слышать, не чувствовать — вполне достаточно обычной повседневной рутины.

Человек всегда стремился обмануть дозволенные природой нормы и получить как можно больше удовольствий, не задумываясь о расплате, обеспечивающей неизбежный итог — нулевой баланс. Но поскольку естественное течение жизни не склонно удовлетворять наше непомерное стремление к радости, то легкомысленное человечество на всем протяжении своего существования ищет и изобретает радости искусственные: алкоголь, наркотики, галлюциногены. Здесь-то и подстерегает коварный и призрачный мир зависимостей.
Современные психологи насчитывают сотни маниакальных увлечений, за которыми современный человек пытается спрятаться от реального мира, полного стрессов. Мы уже упоминали самые банальные — алкоголь, никотин и наркотики.
Одной из проблем последних лет стала игровая зависимость. Писатели-фантасты братья Стругацкие назвали человека, страдающего страстью к азартным играм, иначе — Homo Ludens, или лудоманом.

Лудомания — одна из эмоциональных зависимостей, пожалуй, наиболее опасная для материального благополучия человека и его семьи.Лудомания — одна из эмоциональных зависимостей, пожалуй, наиболее опасная для материального благополучия человека и его семьи.
По большому счету, нет ничего плохого в любви человека к играм — это нормальная творческая потребность ребенка и взрослого. Азарт вообще способствует многим творческим и биологическим процессам. Азарт, страсть к постижению, достижению на самом деле восхитительны.
Многие посетители казино, не страдая лудоманией, приходят для того, чтобы испытать азарт, разогреть эмоции. Для них игра не более чем дорогое, но все же развлечение, тешащее самолюбие. В основном это реализовавшие себя в социальном плане бизнесмены, с развитой саморегуляцией, которые способны позволить себе "играть на риске" в чистом его виде. Проигрыш для них является лишь эмоциональной встряской интеллекта, а выигрыш — абстрактной целью, приносящей, скорее, моральное удовлетворение.

К другому типу завсегдатаев казино относятся образованные, но не добившиеся признания в социальном плане люди. Для них игра также выступает как возможность доказать себе, что "я могу чего-то достичь в жизни", выигрыш они расценивают как подтверждение своего высокого интеллектуального потенциала. Ну, и главное для них — испытать азарт, адреналиновый кайф. На мой взгляд, ничего страшного в этом нет.
Плохо, когда азарт становится разрушительным, когда возникает патологическая зависимость от различных азартных игр. В "группе риска" — отнюдь не только состоятельные слои населения, которым "по карману" посещать казино, как думают многие. В российских СМИ то и дело появляется тревожная информация из глубинки: у игровых автоматов студенты за один день просаживают свои стипендии, пенсионеры — пенсии, безработные
— грошовые пособия, работающий народ — зарплату целиком. А эти всевозможные лотереи, которые нынче стали невероятно популярны — "купи билетик — выиграешь миллион"! В погоне за миллионом так легко расстаться с нажитыми честным трудом тысячами. Для начала...

Зависимостью можно считать любое сверхценное увлечение, при котором объект увлечения или деятельность становится определяющим в поведении человека и оттесняет на второй план или полностью блокирует любую иную деятельность.
Зависимость, как яростный хищник, подкрадывается незаметно, выслеживает и, наконец, овладевает. Игровая зависимость поразительно схожа с алкогольной и наркотической — все они имеют единый универсальный механизм. Их жертвы могут давать три основных типа реакции: возбуждение, пресыщение либо усиление пристрастия вплоть до полной поглощенности. На биохимическом уровне возбуждение сопровождается усиленным выбросом медиаторов дофамина и норадреналина, пресыщение — гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), а усиление пристрастия — серотонина. Добиться таких биохимических реакций можно двояким путем. Например, возбуждение достигается при помощи химических стимуляторов (кокаин, амфетамин, кофеин и др.). Но тот же эффект дают, к примеру, экстремальный спорт или азартные игры. Алкоголь, снотворные и противосудорожные препараты помогают снять напряжение, успокоиться, то есть способствуют выбросу ГАМК, но того же эффекта можно достичь путем переедания или многочасового сидения у телевизора. То есть определенное поведение по своим последствиям аналогично действию химических веществ. Не случайно люди, испытывающие непреодолимую страсть к игре, нередко страдают алкоголизмом или наркоманией.

Любая патологическая зависимость формируется не на пустом месте. Эмоциональный внутренний дискомфорт, постоянное желание выйти из этого состояния при помощи искусственного возбуждения, не используя сознание и убегая от действительности, — таков фундамент развития лудомании. Врачи отмечают, что среди патологических игроков очень многие не способны к открытому эмоциональному контакту с окружающими.
Наверное, бессмысленно искать ген, отвечающий за предрасположенность к азартным играм, — ген риска. Но несомненно существование определенного синдрома дефицита удовлетворенности (по Циолковскому — постоянный отрицательный эмоциональный баланс). Такой человек непременно будет пытаться избавиться от тоски, скуки, депрессии, прибегая к искусственным радостям.
Согласитесь, что стремление уйти в иллюзорную реальность есть признак некой инфантильности, неготовности принимать жизнь во всей ее сложности. Психоаналитик Шандор Ференци выдвинул интересную гипотезу, согласно которой игрок создает иллюзию сопричастности к высшим силам мироздания, считая себя избранником судьбы, которому гарантирован абсолютный успех.

Практически у каждого лудомана есть свой любимый игровой автомат или стол в казиноПрактически у каждого лудомана есть свой любимый игровой автомат или стол в казино, с которым устанавливаются особые отношения. Игрок поглаживает его, молит о выигрыше, дает ему ласковое имя. Формируется стойкая ирреальная связь человека с машиной. Подобная связь, правда менее выраженная, часто бывает и у автовладельцев. Однажды я была свидетельницей такого общения с машиной, заглохнувшей на границе аккурат во время перехода к таможенному контролю. "Ну заводись же! — умолял хозяин. — Я тебе потом вонючку куплю" (имелся в виду ароматизатор, который вешают в салоне, чтобы вкусно пахло). Машина завелась, и "вонючка" была тут же куплена в награду. А потом человек и машина двинулись дальше, вполне довольные друг другом.
С "любимым" автоматом или игровым столом игрока связывают минуты радости и удачи, он видит в нем проводника фортуны, понимающего и всегда ждущего друга. Теперь уже люди вроде бы и не нужны. Лудоман опьянен своей уверенностью, сама фортуна шепчет ему на ухо нужные цифры, те самые пушкинские "тройка, семерка, туз". Правда, чаще всего фортуна лишь шутит и вместо туза выпадает пиковая дама или вместо красного поля рулетки играет черное. Но механическому другу легко прощают измены. Память игрока работает избирательно: помня до копейки все выигрыши, он поразительным образом забывает, сколько уже проиграл.

У него нет сил остановиться, поэтому проигрывает и последнее, что остается в карманах. Игра захватывает все сильнее, исчезает ощущение времени, обязательства перед семьей, работой и, наконец, перед самим собой. Простите за сравнение, но вам не напоминает это классический опыт с крысами, которые нажимают на педаль и в конце концов погибают голодной смертью?
Так что же это за нарушения памяти и сознания, почему они вновь и вновь толкают игрока к рулетке или игровому автомату?
Один из ответов я нашла на сайте московского казино. Владельцы казино уверяют, что не заинтересованы в тотальных проигрышах своих клиентов. Дабы не потерять их навечно, они дают игрокам подробные рекомендации. Вот один из советов: прежде чем приступить к игре, остановитесь возле неработающего стола и зафиксируйте на нем взор. Если возникает чувство, что неподвижный стол вращается, к игре приступать не следует, пока сознание не станет четким. Конечно, они не объясняют суть явления — почему возникает иллюзия вращающегося стола? Но читателям предыдущих статей, конечно, понятно, что это типичное измененное состояние сознания, аналогичное трансовому, гипнотическому. В трансе человек не может руководить собой, им руководят автомат, рулетка или банальные кидалы.

Есть профессиональные игроки, главным образом карточные. Эти играют с холодной головой, их выигрыши действительно следствие мастерства, наработанного годами, и фактически единственный источник "трудового" дохода. Их стратегия основана на точном, с их точки зрения, научном (математическом) расчете и на глубоком знании психологии. Поскольку это уже не развлечение, а профессия, они не страдают зависимостью от азартных игр. Для них понятие правовая реформа - не пустой звук.

Но подавляющее число игроков, конечно же, дилетанты, жертвы, слабые дети во власти роковых иллюзий. Это спонтанные игроки, у которых принятие решений строится исключительно на эмоциях. Проигрыш подстегивает их играть еще и еще, чтобы добиться своего — выиграть. А выигрыш для них — сбывшаяся "американская мечта" мгновенного обогащения, чтобы "потом всю жизнь не работать". Мотивы их влечения вполне понятны:
А Чужой пример, убеждающий, что выигрыш возможен. Зависть к счастливчикам. Игра для них — вполне реальный, часто единственный и последний шанс.

Понравилась статья? Расскажи про нее друзьям...

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами.